Набережную реки Оскол в районе квартала Старая Мельница сегодня украшает ротонда с миниатюрной копией храма Покрова Пресвятой Богородицы. Установлен макет в том месте, где раньше стоял Покровский храм, разрушенный до основания в годы Великой Отечественной войны.
Точная дата основания Покровской церкви на сегодняшний день неизвестна, но, согласно Оскольской дозорной книге за 1615 год, «на востоке от городских стен в слободе беломестных казаков (Белые земли – территории, не обложенные налогами и повинностями – прим. автора) был выстроен деревянный прямоугольный двухпрестольный храм во имя Космы и Дамиана с приделом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы». Сравнив современную карту города с историческими данными, мы увидим, что месторасположение храма соответствует пересечению Октябрьской и Комсомольской улиц.
Первым служил при храме, по сообщению летописей, священник Матвей Гавриков. Также на церковной земле находились дворы дьячка Богдана Афанасьева, пономаря Романа Иванова и просфирницы Устиньи.
Город-крепость Оскол, как и вся юго-восточная часть Московского государства, подвергался частым набегам татар, литовцев, черкасов (украинских казаков). «Супостаты жгли дома и грабили местных жителей, не щадили и церкви Божии». Но, упорно защищая границы, служилый люд вновь и вновь отстраивал город, восстанавливал дома и храмы.
Так продолжалось вплоть до 1781 года, пока по просьбе прихожан не началось строительство трехпрестольной каменной церкви на новом месте. Храм возвели вблизи реки Оскол на пересечении улиц Космодемьянская и Белгородская (современные Коммунистическая и Комсомольская). Строительство было завершено в 1783 году. Подтверждение этой даты находим в «Метрике Покровской церкви для получения верных сведений о древне-православных храмах. 1887 год» и «Справочной книге о церквах, приходах и причтах Курской епархии за 1908 год».
Существует предание, что главный престол был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы вместо упраздненной Покровской церкви пригородной Ездоцкой слободы, некогда располагавшейся в Большом остроге. Правый придельный престол освятили во имя свв. бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, левый в 1797 году – во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Длина храма составляла 24,5 метра, высота – 28 метров, ширина – 24,5 метра. По свидетельству историка XIX века А.П. Синдеева, «вновь выстроенная церковь не отличалась богатством: на местных иконах было всего два покрытых серебром венчика, а из трех иконостасов позолочен был один – главный» (в двадцатых годах XIX века позолочены и остальные два иконостаса).
Колокольня с церковью построены в один год. Колоколов всего было шесть, которые, по данным Метрики Покровской церкви за 1887 год, были заменены в 1857 году новыми. Александр Петрович Синдеев в «Кратком историческом очерке города Старого Оскола» сообщает, что «самый большой колокол весил 50 пудов (819 кг)».
Сохранились воспоминания о чудесном колокольном звоне Покровской церкви. Коренной староосколец Александр Иванович Агеев в одном из своих последних интервью городской газете «Зори» в октябре 1994 года вспоминал: «Стою я на мосту возле старой мельницы со своим дядей-художником на Покров день, любуюсь на купола Покровской церкви. Малиновый звон льется. Ох, хорош был звонарь. Мастер. Кругом полно нарядных людей. Женщины в разноцветных шалях, даже выходное пальто надели, чтобы богатые меха показать. Все в этот день барынями стали. Так вокруг все спокойно, сердце бьется в упоенной радости. А со мною что-то необыкновенное творится. Весь какой-то легкий. С этого дня в Старом Осколе начинались Покровские ярмарки».
В первые годы своего существования церковь, как отмечали историки-краеведы XIX века, «не отличалась богатством». Однако уже «с пятидесятых годов того же века», согласно летописи, храм начинает заметно «благоукрашаться». По свидетельству Александра Петровича Синдеева, «к 1873 году внутренность стен отделана под мрамор».
Во второй половине XIX века Покровская церковь приобретает благолепный вид при попечительстве священников Тимофея Федоровича Лисицына и Михаила Васильевича Руднева. С 1886 года церковным старостой был купец Сергей Яковлевич Мешков, при попечительстве которого в 1888 году установлен дорогой иконостас итальянского мрамора с прекрасною живописью художника Лебедева, мраморный жертвенник и царские врата желтой меди. Мраморный иконостас был освящен 17 сентября 1891 года.
Активное участие в украшении храма во второй половине XIX века принимал и И.П. Грачев, удостоенный в 1893 году за свои пожертвования благословения Священного Синода. В числе крупных жертвователей следует отметить А.Е. Попову и Н.М. Винникова. Много потрудился при сборе пожертвований на благоукрашение храма псаломщик Петр Алексеевич Оболенский.
Приход церкви составляли жители ближайших кварталов: купцы, мещане, военные и статские люди, а также крестьяне Ламской слободы. В конце XIX века количество прихожан составляло 1640 человек. В клировый штат входили священник, дьякон и псаломщик. При церкви имелась церковно-приходская школа, которая находилась на территории Ламской слободы и содержалась крестьянином Божиновым в собственном доме. В «Курских Епархиальных Ведомостях» за 1905 год среди «наиболее ревностных и относящихся с выдающеюся любовью к своим учительским обязанностям» были отмечены учительница Ламской школы Мария Игнатова и ее помощник Петр Божинов.
Еще и сегодня сохранилась в памяти старожилов школа, в которой занимались ученики в 1930-е годы. Из воспоминаний Людмилы Васильевны Куценко, уроженки Ламской слободы: «В 1936 году я училась в Ламской школе в деревянном здании. Люди говорили, что это был купеческий дом, построенный в конце XIX века. Дом был большой, двухэтажный. В нем размещалось три кабинета и учительская. Находилось здание в районе старой мебельной фабрики. Чтобы попасть в школу, нужно было пройти внутрь двора. Здесь обучались дети только начальной школы».
При исследовании журналов Курского Епархиального Совета в фондах Государственного архива г. Курска был обнаружен интересный документ – протокол заседания Благочиннического Совета I Старооскольского округа от 22 августа 1920 года. Председатель Совета священник Василий Иванов, выступая перед собравшимся священством благочиния, доложил «о благотворной и полезной деятельности церковных старост г. Старый Оскол». Согласно документу, старосты ряда городских церквей, в том числе и Николай Матвеевич Попов, староста Покровской церкви, были награждены архипастырским благословением за «проявленную самоотверженность, способность поддержания богослужения в церквах, приискивание посторонних священников, нужда в которых была велика по причине свирепствовавшего тифа и по случаю бегства всех священников с белогвардейцами».
В 1922 году был издан Декрет об изъятии церковных ценностей. Эта процедура происходила по заранее отработанной схеме: в недельный срок местные советы составляли описи и договоры. На основании копий описей устанавливался порядок производства работы по изъятию ценностей. Заседание уездной подкомиссии, состоявшееся в Старом Осколе в марте 1922 года, приняло решение «начать изъятие с городских храмов». Чиновники одевались в гражданскую одежду, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания. Храм закрывался изнутри. Машина для вывоза ценностей оставлялась на соседней улице. У дверей храма транспорт появлялся в последний момент, перед самой погрузкой. Комиссары вели себя по-хозяйски, зная, что власть верующим милостиво разрешила арендовать здание церкви для служб. В апреле 1922 года из Покровской церкви в присутствии священника Вячеслава Переяславского было изъято 27 разных серебряных предметов. Для проведения богослужений группе верующих комиссары оставили дарохранительницу, сосуд с прибором, два креста, тарелочку, ситечко.
В ноябре 1929 года в Старый Оскол прибыл владыка Онуфрий (Гагалюк), первый епископ Старооскольский. Из воспоминаний Веры Александровны Степановой: «В то время были еще целы все городские храмы. Владыка, выйдя из поезда, пошел пешком к ближнему (Покровскому) храму». Здесь состоялось первое молитвенное обращение, которое святитель Онуфрий совершил в Старом Осколе. Епископ жил неподалеку от храма, на улице Пролетарской.
В конце 1920-х гг. вокруг существовавших храмов еще теплилась церковная жизнь, приходские общины содержали священников, своими силами изыскивали средства на различные нужды. В этот период церковный актив имел возможность действовать относительно свободно, решая проблемы, связанные с жизнью прихода. Например, общим решением взять на себя выплату налога, взимаемого с настоятеля церкви, собрать средства на ремонт храма. С принятием постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» жизнь последних окончательно ставилась под контроль государства.
Судьба прихода Покровской церкви – наглядный пример того, как действовала советская власть. В июне 1936 года на заседании Президиума Старо-Оскольского районного исполнительного комитета слушали о состоянии госфондовского имущества и ценностей, находящихся в церквах города. Из доклада следует, что «в Соборной, Николаевской и Покровской церквах общины верующих распались в 1931 году по причине неуплаты крупной недоимки по налогу со строений, земельной ренте и страховых платежей». За Покровской церковью числилась недоимка в размере 9661 рубля. «Кроме того, – указано в документе, – три бездействующие церкви находились под складскими помещениями Заготзерно». Местные власти запретили проведение служб в этих храмах, а прихожан перевели в одну из действующих в то время церквей. Однако местная жительница Прасковья Васильевна Гончарова вспоминала, что в начале 1930-х годов в городе было несколько действующих храмов. В 1934-1935 годах служили Михайловская и Покровская церкви. Православные продолжали собираться в храме, несмотря на запрет.
В мае 1937 года Т.М. Прихотько, уполномоченная от группы верующих Покровской церкви, направила в Старооскольский райисполком заявление-ходатайство о регистрации вновь организованной общины верующих и о передаче им в пользование здания церкви. Председатель культовой комиссии Облисполкома Андрианов накладывает резолюцию, в которой было сказано: «Не считается возможным удовлетворить ходатайство Прихотько Т.М., так как указанное здание по соглашению с бывшей Покровской общиной верующих занято в настоящее время под государственные нужды». А чтобы окончательно пресечь любые попытки возобновить богослужения, Андрианов рекомендует провести массовую работу среди населения г. Старый Оскол «за закрытие Покровской церкви» и ускорить представление материалов, необходимых для разрешения этого вопроса, через президиум облисполкома. К сожалению, документы, рассказывающие о том, как проводилась разъяснительная работа среди населения по вопросу закрытия данной церкви, не сохранились. По воспоминаниям Прасковьи Васильевны Гончаровой: «После освобождения Покровская церковь была еще цела, склад какой-то сделали. Возле почты Михайловская церковь долго стояла, а Покровскую разорили после оккупации».
Старожилы помнят, как население предупреждали по радио о готовящихся взрывах. Дикторы объясняли: бояться не нужно – это не вражеский налет, а снос старых храмов.
Со слов Виктора Леонидовича Крамского, Покровский храм держался до последнего. Окончательно его разрушили уже в послевоенное время.
В начале 2000-х годов в районе нового моста через реку Оскол работники строительного цеха Механического завода возвели на этой территории жилой комплекс «Старая мельница». В 2003 году в ходе подготовительных работ на участке под фундамент дома №9 экскаваторщик Вячеслав Скоков извлек из земли осколки мраморных плит, оказавшиеся фрагментами разрушенной Покровской церкви. Директор завода Азиз Седракович Манукян со своим коллективом принял решение внести изменения в проект застройки квартала: устроить на памятном месте ротонду с фонтаном, а под ее сводом установить макет разрушенного Покровского храма.
Первый камень в основание ротонды был заложен в августе 2005 года. Строителям понадобилось чуть меньше месяца, чтобы завершить все работы. 12 сентября 2005 года, в день небесного покровителя Старого Оскола святого благоверного князя Александра Невского, состоялось торжественное открытие памятника, на котором присутствовали первые лица города. Архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил необычный памятник.
В приветственном слове владыка сказал: «Есть такая пословица: народ без истории – что трава на ветру. Куда ветер подул – туда и поклонился. Мы должны помнить наших предков, великое прошлое для того, чтобы иметь великое настоящее и будущее. Когда мы с вами возрождаем святыни или, как сегодня, сооружаем интересные в архитектурном плане знаки, которые говорят, что на этом месте был храм – этим самым мы восстанавливаем самих себя, свою историческую память, которая заложена в каждом человеке. Сегодня, освящая ротонду на месте, где был храм, мы восстанавливаем почитание Покрова Пресвятой Богородицы в своих собственных душах. И Ангел-хранитель, который дан каждому храму, охраняет место, которое было дано однажды храму – он возрадовался сегодня, он зажег свечу на Небесной свещнице. А мы с благодарностью освятим сегодня этот памятный знак – ротонду на месте храма Покрова Пресвятой Богородицы, дабы каждый, кто будет подходить к фонтану, кто будет проезжать мимо, знал, что это место благословенно Пресвятой Владычицей нашей Богородицей».
10.11.2021
Исторические храмы Старого Оскола