Александро-Невский храм был возведен в 1908 г. Название храма в честь святого благоверного князя Александра Невского связано с чудесным спасением императора Александра III и его семейства во время крушения царского поезда близ станции Борки 18 (30) октября 1888 года. Это событие было отмечено построением ряда храмов по всей России в честь святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя императора Александра III.
К началу XX века в каждой слободе, за исключением Пушкарской и Ламской, был свой храм. Однако на Гумнах, где на тот момент проживало около тысячи человек — по меркам того времени этот район считался густо заселенным — духовного центра не было. На слободском сходе решили — храму быть. К пользованию общинной землей приступили в 1900 году.
Имена благотворителей бережно сохранила история. В июле и сентябре 1910 года «Курские епархиальные ведомости» сообщили о награждении грамотами Святейшего Синода членов приходского попечительства «во внимание к трудам их по постройке приходского храма и пожертвованиям»: крестьян Михаила Винникова, Ивана Рябчукова, Петра Пименова и Ивана Попова, купца Ивана Игнатова, мещанина Николая Козлитина, надворного советника Василия Попова, почетного гражданина Никанора Винникова. Так викарий Курской епархии епископ Белгородский Иоанникий отметил заслуги гуменских слобожан.
Первым ктитором стал Алексей Васильевич Емельянов, его попечением были изготовлены элементы внутреннего убранства храма. Он также передал первую икону святого благоверного князя Александра Невского, которая долго находилась над центральным входом.
Ныне останки благотворителей покоятся возле храма. Алексей Васильевич Емельянов вместе с супругой, Петр и Николай Козлитины с матерью Марией Ивановной покоятся с левой стороны от входа в храм. С правой стороны от входа погребен щедрый жертвователь — Михаил Иванович Винников со сродниками.
Некоторое время новый храм не имел собственного штата и был приписан к Богоявленскому собору. Для открытия богослужения и треб к новосооруженному Александро-Невскому храму 6 октября 1908 года был откомандирован из Владимировской церкви села Исаково Щигровского уезда священник Николай Стефанович Переяславский. Епископом Белгородским Иоанникием (Ефремовым) был назначен исполнять обязанности псаломщика Антоний Иванович Северинов.
В 1909 году Указом Святейшего Синода утверждается самостоятельный штат храма из священника и псаломщика. С этого времени послушание настоятеля несёт священник Николай Георгиевич Лисицын, штатным псаломщиком назначен Антоний Северинов. В октябре 1910 года место настоятеля храма занял Вячеслав Иванович Переяславский, служивший ранее в храме слободы Серебрянки Ново-Оскольского уезда.
Первые послереволюционные годы отмечены грозными и трагическими событиями в истории России. Одним из методов дискредитации, ослабления и фактического уничтожения Церкви стало изъятие церковных ценностей, которое преподносилось властью как вынужденная мера.
17 марта 1922 года члены подкомиссии по Старооскольскому уезду реквизировали имущество Александро-Невской церкви. Комиссары изъяли серебряные ризы с икон, кресты, дискос, звездицы, оправы с Евангелия, лжицу — всего 14 предметов. Из церковной утвари конфискаторы оставили лишь один серебряный сосуд с приборами и дарохранительницу.
Свидетелями бездушной работы комиссии стали настоятель храма — протоиерей Михаил Николаевич Лукин, диакон Карп Терентьевич Котенев и прихожане: Степан Ефимович Тебекин, Михаил Федотович Пименов, Алексей Васильевич Емельянов. О том, как завершил остаток своих дней отец Михаил, сведений не обнаружено. В 1930 году диакон Карп Котенев был рукоположен священномучеником Онуфрием, епископом Старооскольским, в сан иерея и назначен настоятелем храма в селе Ястребовка, а через четыре года получил новое назначение — в Свято-Никольский храм села Незнамово. В 1938 году священник был арестован и приговорен к восьми годам заключения. Из лагеря отец Карп не вернулся.
В 1930-е годы Александро-Невский храм переживал трудные времена. Предпринимались неоднократные попытки запретить богослужения в храме, но верующие сопротивлялись напору властей. Настоятелем храма в эту пору был иерей Павел Чесноков. Он служил в Александро-Невском храме с марта 1925 по ноябрь 1937 года.
Старожилы Гуменской слободы помнят, как в 1929-1930 годы с колокольни храма сбрасывали колокола. Самый большой колокол упал на паперть, и она прогнулась.
В Государственном архиве г. Курска обнаружен документ — «Справка райисполкома о действующих молитвенных заведениях по районам области» за сентябрь 1940 года. В справке церковь слободы Гумны отмечена как бездействующая. Возможно, это означало то, что советская власть планировала закрыть храм и готовила документы, но по воле Божией этого не произошло. Документы, подтверждающие факт закрытия Александро-Невского храма советской властью, в архивах не обнаружены.
Местные жители рассказывали, что в Александро-Невском храме в период с 1933 по 1935 г. служили на паперти, а в 1938-1939 годах у входа в храм венчали. В 1937 году местная власть приняла решение приспособить здание под зернохранилище. Однажды, не выдержав давления, отец Павел Чесноков, повесил на двери замок и больше в храм не вернулся. Вскоре после того, как батюшка оставил приход, его арестовали. Через год, 29 января 1939 года следствие по обвинению священников города, в том числе и протоиерея Павла Чеснокова, было прекращено и сдано в архив, а сами они освобождены из-под стражи. (Реабилитированы по этому делу священники были 6 мая 2003 года).
Вместе со священником Павлом Чесноковым в эти годы в храме служил иеродиакон Рафаил (Сапрыкин). Епископ Онуфрий (Гагалюк) назначил его псаломщиком в Александро-Невский храм Гуменской слободы на место рукоположенного в сан священника Карпа Котенева. На Гумнах иеродиакон Рафаил прослужил до 1938 года.
Война принесла беду не только людям. Осквернялись и святыни. Немецкие солдаты бесцеремонно ворвались в двери Александро-Невского храма. Следы жестоких боев — выщербины на церковных стенах, вмятины от пуль и осколков остались как память.
С 15 августа 1942 года (в это время город уже находился в оккупации) настоятелем Александро-Невского храма стал священник Фёдор Васильевич Виноградов. Прослужив три года при храме Александра Невского, 75-летний отец Федор вышел за штат в октябре 1945 года. Умер протоиерей Федор Виноградов в июле 1949 года. Погребен отец Федор у церковных стен, но могила его, к сожалению, не сохранилась.
Одновременно с протоиереем Федором Виноградовым в храм пришел Григорий Иванович Солдатов. Он был принят на должность псаломщика. Григорий Иванович имел полновесное семинарское образование: окончил Старооскольское Духовное училище и два класса Курской Духовной семинарии.
5 февраля 1943 года Старый Оскол был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. Атеистическая власть в военные годы изменила свое отношение к Русской Православной Церкви. В 1944 году, согласно заявлению Церковного Совета, была зарегистрирована религиозная община Александро-Невской церкви. Клировый штат состоял из священника и диакона. В причт входили восемь певчих, староста, казначей, просфорница, сторож, счетовод и уборщица. Также в заявлении отмечено, что «функционирует церковь с 15 августа 1942 года».
В послевоенный период, в течение 15 лет (с 1945 по 1960 гг.) в Александро-Невском храме сменилось пять настоятелей. Жалобы, доносы, подозрения — все это усложняло церковную жизнь. Священники попали под давление «приходской власти»… По утверждению исполняющего обязанности благочинного Старооскольского округа в 1945 году протоиерея Сергея Ханова, «прихожане слободы Гумны с большими претензиями относятся к своим священникам». Церковь, которую некогда сами прихожане называли «раем», превратилась в «ад». Настоятели предпринимали попытки прекратить самоуправство, творившееся в приходе, и тут же «получали удар» — обвинение в воровстве. Жалобы и доносы на священников сыпались, как осенний листопад, во все возможные инстанции: благочинному, архиерею и даже Патриарху. Священников всячески старались очернить, добиваясь их удаления. В декабре 1948 года благочинный Старооскольского округа протоиерей Борис Воинов в момент разбирательства очередного скандала не без досады назвал «приход слободы Гумны больным».
Такая картина на приходах, особенно в послевоенное время, встречалась часто. У людей за годы советской власти при массированной атеистической пропаганде, жесткой антицерковной политике властей христианские идеалы уходили под спуд, а мирские страсти захлестывали. В Церкви видели не путь ко спасению души, а требно-обрядовое учреждение.
В послевоенные годы о ремонте и реставрации здания храма говорить не приходилось, так как найти даже самые простые строительные материалы было трудно, да и решение в вопросах проведения ремонта и вообще жизни прихода принадлежало ктиторам и членам двадцатки. И все-таки священнику Антонию Касьянову удалось улучшить ситуацию и в отношении управления приходом, и в отношении ремонта храма и территории. «За три года службы нашего священника отца Антония, — пишут верующие, — мы в храме видим большую перемену и красоту. Сколько в храме приобретено, например, облачений на престол — 5 смен, чаша вызолоченная, риз на священника — 5 штук, кадило новое, люстра в храме новая. Построена сторожка, возводится ограда, посажены деревья». Возможно, за такие достоинства, как «хороший службист и хозяйственник», епископ Иннокентий возложил на отца Антония обязанности благочинного Старооскольского округа.
С 26 октября 1945г. по 11 августа 1994г. в храме сменилось восемь священников:
В феврале 1960 года на место протоиерея Антония Касьянова прибыл иерей Анатолий Богута, который 5 июля 1960 года был назначен благочинным Старооскольского округа. При личной встрече бывший настоятель напутствовал только что рукоположенного священника: «Ты — Анатолий, а я — Антоний. Держи храм, как я держал, никому не отдавай». Данное слово преемник сдержал.
Вспоминает протоиерей Александр Богута, настоятель Крестовоздвиженского храма Ямской слободы г. Старый Оскол, сын протоиерея Анатолия Богуты:
— Мой отец был назначен настоятелем Александро-Невского храма в 1960 году. Это был его первый приход. Храм сильно пострадал в годы войны. Ремонт требовался серьезный. Главной проблемой была крыша: она вся проржавела и текла. И это было одно из самых первых дел.
— Когда отец Анатолий приехал к месту своего служения, — вспоминает сестра отца Анатолия Любовь Алексеевна, — храм находился в плачевном состоянии. Кое-где зияли огромные дыры, чем-то огороженные и прикрытые. Он сразу начал принимать меры: за что сам возьмется, что-то мужчин попросит, а что и бабушки сделают. И как только он начал хлопотать и заботиться о храме, люди поняли – «наш человек», и потянулись к батюшке.
В 1960 году батюшка «за усердное служение Церкви Божией» епископом Курским и Белгородским Леонидом (Поляковым) был награжден набедренником, камилавкою, а в 1962 году — наперсным крестом.
Несмотря на сильное противодействие городских властей, приходская жизнь укреплялась, храм приобретал благолепный вид. Уже летом 1967 года в храме проводится ремонт: переделка печей, покраска полов. Обновлено облачение престола. В первые годы служения отца Анатолия в храме и в сторожке было проведено паровое отопление. Топили углем, но и такая система отопления была редким явлением в это время.
В 1970-е годы реставраторы поновили настенную роспись и восстановили иконостас. Все ремонтные работы проводились только на средства прихода. В первой половине 1970-х годов в храме поменяли подсвечники и паникадило.
За усердные труды на пользу Православной Церкви ко дню Святой Пасхи священник Анатолий Богута в 1970 году был награжден саном протоиерея, в 1974 году — палицей, в 1979 году — крестом с украшением, а в 1983 году — митрой.
11 июля 1984 года настоятель Александро-Невского храма протоиерей Анатолий Богута и члены его семьи погибли в автокатастрофе.
На похороны отца Анатолия собралось огромное количество горожан. Многие сохранили добрую память о батюшке до сих пор.
В августе 1984 года благочинным храмов Старооскольского округа и настоятелем Александро-Невского храма назначен игумен Вадим (в миру Владимир Анатольевич Лазебный), ныне митрополит Иркутский и Ангарский, глава Иркутской митрополии. Но настоятельство его было недолгим. Прослужив всего шесть месяцев на приходе, игумен Вадим в феврале 1985 года был перемещен к новому месту служения — на должность секретаря Иркутского епархиального управления. Настоятелем Александро-Невского храма становится иерей Василий Иванович Рачок, перешедший из Иркутской епархии в Курскую. Он прослужил настоятелем Александро-Невского храма с 25 февраля 1985 года по 11 августа 1994 года.
С самого начала у отца Василия сложились неплохие отношения с секретарем исполкома А.В. Строгановым, который был председателем «Комиссии по содействию религиозным организациям».
В эту пору стали проводиться ремонтные работы. Конечно, все работы велись только за счет прихода, но уже то, что власти разрешали ремонт, благоустройство, переделку бывшей мельницы под дом причта — это было большим плюсом. Над главным куполом храма установили барабан с маковкой, который был утрачен в годы войны. Заменили полы в храме, начали расчистку территории, устроили калитку и лестницу у центрального входа, подновили роспись храма, на стенах добавили орнамент, приобрели новые иконы, покрыли паркетом алтарь. Луковицы, шары и кресты были покрыты сусальным золотом, купола позолочены, да еще по ним были добавлены звезды.
В 1990 году главой Старого Оскола становится Иван Афанасьевич Гусаров. По его инициативе каждый храм закрепляется за крупным промышленным предприятием. Шефство над Александро-Невским храмом взял Стойленский ГОК, генеральным директором которого в то время был Федор Иванович Клюка. При его участии благоустроена территория, оборудован центральный вход церковного дома и капитальная лестница, проведено наружное освещение. В озеленительных работах принимал участие трест «Зеленстрой». Постепенно окружающая территория приобрела ухоженный вид. В 1991 году на звоннице появились пять новых колоколов с надписью: «Воронеж — 90».
17 сентября 1991 года Александро-Невский храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. Его визит состоялся по инициативе Ивана Афанасьевича Гусарова, который возглавлял в это время Совет народных депутатов в Старом Осколе. Первосвятитель с амвона обратился к присутствующим и оставил запись в книге для почетных гостей, которая хранится сегодня в краеведческом музее Старого Оскола:
«Возвращаясь из Белгорода после торжественного второго обретения святых мощей Небесного Покровителя этой благодатной земли, святителя Иоасафа, епископа Белгородского, был рад посетить старинный город Старый Оскол, помолиться в храме святого благоверного князя Александра Невского, встретиться с руководителями города, благочестивыми верующими, священнослужителями и жителями города. Да пребывает со всеми жителями этого города и его руководителями благословение Божие, мир, согласие и помощь Божия во всех благих делах и начинаниях, направленных на благо России, Старого Оскола и его граждан. Алексий, Патриарх Московский и всея Руси. 17.IX.1991г.»
В 1990-е годы было необходимо не просто воссоздавать традиции религиозной культуры, но фактически заново вводить их. В Церковь пришли люди, которые искали утерянный смысл жизни. В стране не было ни партии, ни идеологии, в которую они некогда так свято верили. Пелены упали с глаз, красивые лозунги рассеялись, словно миражи. И тогда люди увидели Христа, любящего, всепрощающего, милосердного. Возрожденная вера в сердцах помогала изменять и внешнюю жизнь.
С 16 августа 1994 г. послушание настоятеля несет протоиерей Алексий Дмитриевич Зорин. С октября 1994 г. при храме начала действовать воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых. В 1998 г. воскресная школа преобразована в православную гимназию. С 28 августа 1986 г. храм является памятником истории и культуры.
В связи с воссозданием Белгородской и Старооскольской епархии епископ Иоанн (Попов) указом № 2 от 1 сентября 1995 года определил Александро-Невский храм вторым кафедральным собором епархии. По благословению владыки Иоанна с 12 сентября того же года богослужения в кафедральном соборе стали совершаться ежедневно. В знак благоговейного почитания священномученика Онуфрия, епископа Старооскольского, благословением епископа Иоанна в Александро-Невском кафедральном соборе 9 ноября 1996 года учрежден приставной престол.
Годы служения протоиерея Алексия Зорина в Александро-Невском соборе отмечены кардинальными изменениями в жизни прихода. Преобразилось как внутреннее, так и внешнее убранство храма, церковная жизнь стала насыщенной и многообразной.
В 1996 году по проекту московского архитектора Юрия Георгиевича Алонова к центральной алтарной апсиде были пристроены симметрично две малые, в которых разместились ризница и пономарня. Так что восточная часть храма заметно видоизменилась.
В 1999 году ко Святой Пасхе иконописцами Свято-Троицкой Сергиевой Лавры завершено написание нового иконостаса в стиле преподобного Андрея Рублева. В 2003 году иконостас был дополнен ажурной резьбой. Для особо почитаемых икон сооружены шесть киотов. Новые киоты и все резные детали иконостаса позолочены в 2004 году.
В Александро-Невском соборе находятся иконы афонского письма, переданные в дар храму: Божией Матери «Скоропослушница» и святого великомученика Пантелеимона. Особо почитаемыми являются иконы святого благоверного великого князя Александра Невского, святого преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского: в них вставлены капсулы с частицами мощей. В кафедральном Александро-Невском соборе находится большой ковчег с 21 частичкой мощей святых угодников.
К 2003 году преобразилось внешнее убранство собора. Над центральным входом вместо иконы появилось яркое мозаичное изображение святого благоверного князя. В нишах по обеим сторонам выложено самое известное изречение Александра Невского: «Бог не в силе, Бог в правде». Купол колокольни с четырех сторон украсили медальоны. На них — образы святых великих князей: Александра Невского и его сродников — братьев-страстотерпцев Бориса и Глеба, и сына — Даниила Московского. По центру изображен Креститель Руси — святой равноапостольный великий князь Владимир. На апсиде (внешняя сторона алтарной стены) — образ Воскресшего Спасителя. На пожертвования горожан к празднованию 100-летия храма возведена надвратная кованая сень.
В 2005 году произведена замена кровли колокольни и главного купола. Они покрыты медью, а главы завершения и кресты — золотом. Обветшалый паркетный пол алтаря заменен полом из лиственницы. В день престольного праздника Александро-Невского собора, 6 декабря 2006 года, освятили новый престол. Чин освящения престола с вложением святых мощей совершил архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн (Попов).
Будучи генеральным директором старооскольской ассоциации «Промстройиндустрия», Иван Афанасьевич Гусаров в 2006 г. на территории собора возвел надкладезную сень в память своих сыновей Василия и Сергея.
16 августа 2008 года был освящен деревянный храм во имя святой равноапостольной княгини Ольги и мученицы княжны Анастасии, возведенный по инициативе Андрея Алексеевича Угарова, ныне директора по производству УК «Металлоинвест».
18 июля 2014 года в день прославления преподобного Сергия Радонежского состоялось освящение новых колоколов. Десять колоколов были изготовлены на московском колокольном заводе «Литэкс». С помощью современных технологий и с опорой на вековой опыт был подобран уникальный звукоряд, найдено особое мягкое бархатистое звучание.
Новые колокола украшены узорами и иконами. Самый большой колокол весом в 1280 кг посвящен покровителю собора – святому благоверному князю Александру Невскому. На нем выполнены образы Спасителя, Богородицы, Александра Невского. Меньший благовест, весом 700 кг, посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Чин освящения кампанов совершил настоятель собора протоиерей Алексий Зорин. Он окропил новые сияющие колокола святой водой, и люди устремились к ним, чтобы приложиться к образам.
В 2018 году Александро-Невскому кафедральному собору исполнится 110 лет. К этой дате главный храм Старого Оскола стал готовиться заблаговременно. С февраля 2017 года в соборе начались крупные реставрационные работы. Храмовая роспись, которая за прошлые десятилетия обветшала, была полностью обновлена. Выполнили роспись стен палехские мастера.
Общая концепция новой росписи кафедрального собора складывалась в процессе работы. Идеи и задумки настоятель собора протоиерей Алексий Зорин обсуждал с руководителем бригады мастеров. Условия работы диктовали архитектурные особенности храма.
В куполе собора мастера в древнерусской традиции написали образ Господа Пантократора. Ниже последовал архангельский чин, а за ним – ветхозаветные пророки. В парусах свода тщательно выписаны евангелисты. Образы Пресвятой Богородицы иконописцы расположили на арках в центральной части храма. Своды украсили многофигурными композициями на тему православных праздников и евангельских сюжетов.
Художественные композиции на тему жития Александра Невского – настоящая изюминка росписи собора. Их расположили в трапезной части храма. На южной стене челобитцы призывают князя Александра на княжение в Новгород.
На западной стене собора – две главные битвы, стяжавшие Александру Невскому имя величайшего полководца, – со шведами на Неве и немецкими рыцарями на Чудском озере. На северной стороне изображены два важных события, вошедшие в церковный календарь. Кончина благоверного князя, принявшего монашескую схиму, и перенесение его святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург.
Историческая дата – перенесение мощей – является основным престольным праздником кафедрального собора. Иконописную композицию этого события из жития Александра Невского художники впервые разработали для старооскольского собора. Ничего подобного в других храмах, посвященных великому полководцу, нет. В композиции на заднем плане присутствует царь Петр I, который ведет баркас. По словам палехских мастеров, написание красками жития Александра Невского стало для них настоящим приобретением.
Сонм святых – святителей, преподобных, мучеников – предстоит в центральной части собора. Это наши небесные покровители и молитвенники. Среди них – первый старооскольский епископ, священномученик Онуфрий Гагалюк. Его икону писали несколько человек, но лик был доверен опытному художнику, члену Союза художников России Ивану Викторовичу Бекетову. За основу он взял одну из известных фотографий владыки. Как сказал иконописец, в первую очередь он старался передать похожесть образа, чтобы любой прихожанин мог узнать владыку, а также внутреннее состояние святителя.
Кроме узнаваемых образов святых, в Александро-Невском соборе можно увидеть редко встречаемые и даже впервые написанные иконографические изображения угодников Божиих. К примеру, палехские мастера самостоятельно разработали образ святителя Иоанна Евхаитского, который был хорошо известен в Византии в XI веке как церковный и светский поэт. Им составлены многие каноны, тропари и похвалы к церковным праздникам, а также употребляемый по настоящее время в Православной Церкви канон на исход души. Впервые в русском храме изображены греческие святые Кассия Константинопольская и Герман Константинопольский, писавшие литургические произведения и гимны святым. Образы этих святых, чьи произведения сегодня звучат во время богослужений, написаны на клиросе, где поют певчие.
12 сентября 2017 года митрополит Иоанн освятил новую роспись второго в Белгородско-Старооскольской епархии кафедрального собора.
09.11.2021
Исторические храмы Старого Оскола