Храм Воздвижения Креста Господня был построен в 1805 году в слободе Ямской города Старый Оскол (22.12.1964 г. Ямская слобода вошла в черту города). Строительство храма велось на средства прихожан.
По некоторым сведениям, нынешний каменный храм был воздвигнут на месте деревянной церкви.
Спустя сорок лет к храму были пристроены два придела: северный освящён в честь св. Митрофана Воронежского, южный – в честь иконы Божией Матери Живоносный источник. Храм первоначально имел вид корабля, после пристройки двух приделов его вид приобрел форму разностороннего креста.
Здание храма оформлено портиками с четырьмя парами тосканских колонн. В 1860 году для храма на средства прихожан были отлиты шесть колоколов. Два больших колокола весили 241 и 87 пудов. Иконостас резной деревянный позолоченный выполнен в стиле барокко с выгнутой центральной частью, состоящий из трех ярусов. Фриз верхнего яруса украшен объемной резьбой растительного характера. Иконы всех ярусов помещены в резные рамы.
Настенная роспись обрамлена лепными рамами. В храме и трапезной сюжеты икон посвящены земной жизни Спасителя. В парусах изображены фигуры евангелистов, в простенках барабана – фигуры святых апостолов.
Над центральным престолом была сооружена сень на шести столбах, существующая и поныне, но в реконструированном виде (на четырех столбах).
Жертвенники в алтарной части приделов были деревянные, с искусной резьбой. Они заменяли собой первоначальные каменные жертвенники, выполненные в виде ниши в толще алтарной стены. В настоящее время при богослужении используются только каменные жертвенники. Диаконник, также каменный, существует только лишь в центральной части алтаря.
С 1839 г. установлены фамилии клириков, служивших в храме. Первым настоятелем каменной Крестовоздвиженской церкви был священник Косма Гаврилович («Гаврилов сын») Студеневский.
С 1868 г. по 1895 г. настоятелем в храме был священник Иоанн Лукин. В Историко-статистическом очерке, составленном в 1894 г. И. Токмаковым к 300-летию Старого Оскола, упоминается его фамилия, а также названы диакон Иоанн Кононов, псаломщик Василий Михайлович и церковный староста государственный крестьянин Иосиф Федорович Кондрашев. Могилы нескольких священников, служивших в разное время в храме, сохранились в церковной ограде: Митрофана Федоровича Тиколова, Михаила Владимировича Лукина, Всеволода Лебедева, Иоанна Ипполитовича Солодовникова. В 1871 году в дар приходу одним из насельников Пантелеимонова монастыря Святой Горы Афон, происходившим из жителей Старого Оскола, были переданы две особо чтимые иконы: икона Божией Матери «Иверская» и икона св. великомученика Пантелеимона. Иконы имеют на оборотной стороне клейма с дарственными надписями.
Из отчетов духовенства от 1887 года следует, что в храме находилась местночтимая икона Фотинии Самяряныни, но даже в то время не было источников, которые могли бы пролить свет на причину столь сильного почитания иконы. Икона сохраняется в храме до сего дня.
Согласно Клировой ведомости от 1916 года в приходе существовали две школы: мужская (двухклассная) и начальная женская. В них числилось более 220 учащихся – 150 мальчиков и 70 девочек. В храме хранились метрические и исповедальные книги с 1825 года.
Согласно приходской ведомости к приходу относилось 389 домов, в которых проживало более 2700 человек. Из них около 150 человек относилось к дворянскому сословию, 25 человек к мещанскому сословию, к духовному сословию принадлежало 34 человека, прочие – крестьяне.
Из отчета 1916 года следует, что штат храма составляли два священника и два псаломщика. В предыдущие годы число священников варьировалось от одного до четырех, при приходе состояли диакон, дьячок, пономари.
В 1922 г. по всей стране прокатилась компания по изъятию церковных ценностей с целью оказания помощи голодающим Поволжья. Изыматели пришли в храм 2 мая. Изъято было 10 разных серебрянных предметов. Настоятелю храма отцу Леониду Астанину и председателю церковного совета М.Н. Игумнову удалось отстоять помимо дискоса, звездицы и лжицы, еще и одну серебрянную ризу с храмовой иконы “Воздвижения Животворящего Креста Господня”. Всё остальное они от имени прихожан обязались заменить “домашними вещами личного употребления”.
В годы советской власти Крестовоздвиженский храм не закрывался, богослужения продолжались, хотя давление со стороны местных органов оказывалось постоянно, и с каждым годом оно усиливалось. В 1929 году диакона Феодора Матвеевича Анпилова судили за неуплату сельхозналога и приговорили к году принудительных работ. Наказание он отбыл, но вернуться к открытому служению в церкви уже не имел возможности.
В 1936 г. сельсовету было приказано использовать храм как зернохранилище. Помнят еще местные жители, как во время службы священникам приходилось шагать по заполнявшим храм мешкам с зерном и солью. Но церковные активисты во главе с ктитором (греч. – хранитель, попечитель) Еленой Трофимовной Полегаевой трижды отбивали эти атаки следующим образом: вначале с жалобой обращались к городскому начальству, на что следовал ответ о том, что якобы приход должен уплатить некий налог. Верующие собирали требуемые суммы, после чего притеснения на некоторое время утихали.
В 1937 году был арестован настоятель храма священник Леонид Михайлович Астанин. В том же году он был расстрелян по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде.
Подвергся аресту и другой священник Крестовоздвиженской церкви – отец Иоанн Солодовников. В “Справке райисполкомов о действующих молитвенных заведениях по районам области за сентябрь 1940 г.” указано, что церковь Ямской слободы того же с/совета числится бездействующей. Но спустя некоторое время он возвратился в свой храм.
Вот выдержки из воспоминаний нашей землячки Марии Мостико о святом священномученике Онуфрии (Журнал «Православная Русь», 1972г., № 6, г. Париж): «В церкви слободы Ямской служил престарелый священник отец Иоанн, ему, обеспокоенному гонениями на Церковь, закрытиями храмов и арестами духовенства, Владыка [священномученик Онуфрий] сказал в утешение, что он будет служить в этом храме до смерти. Батюшка поверил слову прозорливца, и прихожане весьма радовались этому утешению. Однако, [спустя несколько лет] отец Иоанн был арестован вместе с другими священниками, часть которых была расстреляна, а другая, вместе с отцом Иоанном, отправлена поездом в ссылку.
Престарелый отец Иоанн совсем изнемог дорогой, и, по несказанной милости Божией, его посчитали безнадежным и выбросили из поезда, говоря: «Пусть тут подыхает, что нам везти мертвеца!» Проходящие крестьяне из соседних сел по облику узнали в нем священника и, обнаружив, что он еще жив, стали ухаживать за ним, говоря, что Господь послал к ним Своего Ангела. Отец Иоанн поправился, вернулся в слободу Ямскую и продолжал служить в церкви…»
Свое служение в храме отец Иоанн Солодовников совершал до 1949 года. Как вспоминают жители слободы, храм не закрывался во время войны, службы здесь шли даже во время оккупации Старого Оскола немцами. Конечно, богослужения совершались редко, в основном по большим праздникам. Зато работала школа, и старенький батюшка приходил учить детей Закону Божиему и другим предметам. Регулярные службы в храме возобновились с 25 февраля 1943 г.(“Материалы действующих церквей и духовенства за 1943 г.”). Как жил, с молитвой, отец Иоанн, так и смертный час свой встретил – в алтаре.
С 1949 года настоятелем храма стал протоиерей Валериан Иванович Автономов, и 90-летний отец Иоанн мог уже не служить, но всегда приходил в алтарь молиться. Священник Иоанн Ипполитович Солодовников похоронен в церковной ограде.
Служение отца Валериана открывает собой сравнительно спокойные времена второй половины XX века. Немаловажной характеристикой того времени является тот факт, что ни зарплаты, ни пенсии священникам было не положено. К чести протоиерея Валериана, половину своего дохода он отдавал старенькому священнику до самой его смерти.
В 1952 году отца Валериана перевели в другой город – Фатеж, и дальнейшая жизнь Ямского прихода, вплоть до кончины СССР, стала чередой встреч и прощаний с постоянно сменявшимися священнослужителями. За сорок лет, с 1949 по 1989 гг. в приходе сменилось 13 священников (примерно столько же, если не меньше, иереев значится за всю предшествующую историю храма с 1805 по 1949 год). Наиболее продолжительное время на приходе с 1964 г по 1976 г. оставался священник Игорь Лаврович Мягкий. За 12 лет служения отец Игорь сумел наладить нормальную приходскую жизнь.
В 1989 году настоятелем храма назначен протоиерей Александр Анатольевич Богута, продолжающий свое служение в Крестовоздвиженском храме до сего дня. Благодаря его стараниям удалось сохранить и преумножить духовное наследие прихода. В 1993 был восстановлен ансамбль колоколов, их количество сегодня составляет восемь штук. Был построен дом причта, в котором существует приходская библиотека, трапезная.
В 2005 году Старооскольскому Крестовоздвиженскому храму исполнилось 200 лет. Храм имеет статус федерального значения как памятник архитектуры с 12 марта 1995г. К двухсотлетию храма стараниями настоятеля и попечителей в храме и на его территории проведена грандиозная реконструкция. Заменена кровля храма, полы, окна, двери, солея, клиросы. Заново выполнена штукатурка храма. Произведено осушение фундамента храма от грунтовых вод, ландшафтная реконструкция, позволившая срезать лишний грунт на церковной территории. Заново возведена церковная ограда, подсобные помещения. Облагорожена храмовая территория: разбиты клумбы, произведено мощение тротуарной плиткой, оборудованы подъезды к храму.
Также стараниями управляющего директора ОЭМК А. А. Угарова в память о его матери Светланы Угаровой на территории храма была воздвигнута надкладезная сень в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». 9 октября 2005 г. в Крестовоздвиженском храме архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн в сослужении священнослужителей епархии провел освящение трех престолов и Божественную литургию в обновленном храме.
09.11.2021
Исторические храмы Старого Оскола